ivagkin (ivagkin) wrote,
ivagkin
ivagkin

Category:

Взрыв моста в городе Волхов в 1941 году

Бои до реки Волхов докатились уже к осени 1941-го года. Красная армия отступала под натиском врага.
Дабы замедлить продвижение противника самым активным образом применялись заграждения, как то подрывы мостов и дорог, минирование автомобильных и железных дорог и многое другое.
Река Волхов является сейчас и такой же была тогда достаточно серьёзной водной преградой, и поэтому разрушение переправ на ней должно было существенно осложнить наступавшему противнику.
С этой целью и производилась подготовка к подрыву мостов и, соответственно, их подрыв при необходимости. Ну а противник всеми средствами стремился захватить эти мосты целыми и невредимыми.
Город волхов арсположен на одноимённой реке и разделён рекой на две части.
За время войны на реке Волхов был взорван ряд крупных мостов и примечательно, что один из них произошёл вроде как самовзырывом в результате артиллерийского обстрела.
Я сначала подумал, что это Волхов мост, старые фотографии которого можно увидеть ниже.
UP. Как уточнил пользователь "Игорь Со", материалы действительно про взрыв Волхов мост. В документах допущены ошибки. Более детально написано в комментариях ниже.
В начале 19-м веке Волхов-мост выглядел вот так
d0ff9f9e6a09
Мост через реку Волхов. Николаевская ж/д. Фотограф Е. Феофанов. 1873 г.
c07e27a094a0
Железнодорожная станция Волхов. Мост через реку Волхов. 1862г
ap4h6t-GbyUAfrJHdq2td-OcTxdoa7XGLMN7MN-PKTRRsOMEJhmXBG_3zbjQKl1Kg1YOP8kCjspVptY6QJecrXcgi8Hzy1tOK-L9IlRo0YI
Тот мост действительно взорвали в 1941 году и там до сих пор сохранились остатки опор. Это меня и ввело в заблуждение, точнее не столько в заблуждение, сколько захотелось выдать желаемое за действительное.
Вот остатки старого моста сейчас. Остатки прежнего моста отчасти сохранились до сих пор, так как новый мост был построен немного в стороне от того моста.
Сохранилась часть береговых устоев и отделка откосов у берега, но они постепенно разрушаются.
4e690a4235ca

633b6bb395d1

f09a6fbcf928

9c14ed188c52

3ceff3203d28
Данная фотография и ряд других взяты вот тут.

Про взорванный мост через р. Волхов в городе Волхов на Октябрьской железной дороге известно следующее:
Мост был построен по проекту Лавра Дмитриевича Проскурякова. Сооружение моста начато в сентябре 1902 года, окончено в марте 1905 года. Государственную комиссию по приемке моста в эксплуатацию возглавлял мостостроитель профессор Николай Апполонович Белелюбский (Харьковец, но ранее о нём слышать не приходилось). Стоит отметить, что пресловутая Википедия пишет про данный мост через реку Волхов в статье только про Проскурякова, да и то вскольз.
Проблема в том, что не удалось найти фотографий взорвавшегося моста в городе Волхов в 1941-м году. Судя по всему, советские фотографии последствий взрыва отсутствуют по причине секретности, а немцы город не захватили и поэтому обычно многочисленные фотографии тоже отсутствуют.
От него сейчас удалось найти только фотографии промежуточных опор. Фотографии 30-х годов я вообще не нашёл! Оно и понятно - стратегический объект, да и фотоаппаратов тогда было мало.
01

02
Как пишут, тот мост имел арочные пролёты.
Ну а в 1941 году произошло следующее:
- 7-го сентября 1941-го года был отдан приказ командира 288 сд за номером 22 о минировании мостов через реку Волхов (само распоряжение на данный момент отсутствует - его просто не выложили на сайт, но где оно будет выложено - известно);
- 9-го сентября был заминирован мост у Грузино;
- примерно к 6 часам утра 10-го сентября был заминирован мост у станции Волхов, и вскоре начался артиллерийско-миномётный обстрел района моста противником;
- в промежутке 7-00 - 7:30 утра того же 10-го сентября железнодорожный мост у станции Волхов взорвался. В результате взрыва одно из пролётных сооружений (было перебито пролётное строение на 1/3 своей длины со стороны западного берега).
Мост взорвался не по приказу советского командования и это послужило причиной расследования столь серьёзного происшествия.
Мост был заминирован 577 отдельным сапёрным батальоном и после выполнения работ сапёры были отправлены в тыл, а у подрывной машинки у поста оставили двух ответственных офицеров - лейтенантов Кривицкого А.Ф. и Кораблёва Ивана Егоровича. Их заданием было крутнуть ручку подрывной машинки после получения приказа от вышестоящего командования или уже при явной угрозе захвата моста противником действовать самостоятельно.
Какая именно система минирования моста біла применена до конца не ясно. Кривицкий пишет, что 5-ть зарядов заложили на ферме моста и 6-й заряд на быке. В то же самое время ниже пишет, что лично с двумя отделениями связал 16 зарядов: 15 зарядов по 25 кг и один заряд из 10-ти ящиков по 25 кг ВВ в каждом.
Проложили основную и дублирующую электровзрывную сети, а также ещё сеть из детнирующего шнура (ДШ).
Показания Кривицкого
00000088
00000089
Показания Кораблёва
00000086
00000087
Как видим, произошедшее списали на прямое попадание миномётной мины в ДШ. Судя по всему, ДШ был уложен в ровик небольшой глубины или вообще не был в него уложен (из текста точно не ясно) и 81-мм мина смогла его "завести". В возможность "завода" ДШ от 50-мм мины слабо верится.
К 1941-му году в РККА было четыре основным типа ДШ: ДШ-31, ДШ-34, ДШ-36 и ДШ-39. Согласно справочных данных, от прострела пулей может вспыхнуть или даже сдетонировать только ДШ-31, но явный взрыв всё же привёл к детонации шнура ДШ-34.
Офицеры расстреляны не были. Их спасло то, что концы магистральных проводов не были подключены к подрывной машинке, что выявили при расследовании.
00000093
Кораблёв почти через год получил "За боевы заслуги".
Стоит отметить, что в наградном в графе про участие в боях указано минирование моста Октябрьской железной дороги через р. Волхов.
filterimage
filterimage1
А в 44-м и орден "Красной звезды", уже проходя службу в 135-м отдельном мото-инженерном батальоне.
filterimage
filterimage1

Вообще, преждевременные взрывы мостов на Восточном фронте не были большой редкостью. Главной причиной были грозовые разряды. Когда плохая грозозащита мостов приводила к попаданию электрического разряда во взрывную сеть. В 1944 году с целью защиты от подобных явлений стал применять прибор ГЗУ (ГрозоЗащитное Устройство). Но существенным недостатком ГЗУ является его электрическое сопротивление в 20 Ом. То есть источник тока должен быть достаточно мощным или придётся уменьшать подрывную сеть.
Tags: ВМВ, ВОВ, РККА, подрывные работы, сапёры
Subscribe

Posts from This Journal “сапёры” Tag

  • Какую полосу обстрела давать отделению в обороне?

    В газете "Боевой путь" от 14 октября 1943 года поместили несколько интересных статей. В газете есть три интересных статьи, две из которых про…

  • Сапёры в действии

    2 октября 1942 года в листке "Боевой путь" была опубликована серия статей про сапёр. Пара больших статей на первой странице посвящены сапёрам, как то…

  • Сапёры, открывайте счёт мести

    Листок "Боевой путь" под таким заголовком вышел 3 сентября 1942 года. Статьи и заметки на первой странице посвящены развитию и привитию сапёрного…

  • В минуты отдыха

    29 августа 1943 года в листке "Боевой путь" был опубликован ребус, разгадав который, мы прочитаем поговорку. А также очень интересное фото…

  • Саперы - грозная сила

    22 июля 1943 года в листке "Боевой путь" было опубликовано несколько статей о сапёрах. Статьи посвящены устройству заграждений и преодолению. Статья…

  • Борьба за водные рубежи

    9 июля 1944 года в листке "Боевой путь" была опубликована статья с одноимённым названием. Автор скорее всего капитан Чугаев Николай Георгиевич.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments