ivagkin (ivagkin) wrote,
ivagkin
ivagkin

Categories:

Бомба-мина SD-2 в СССР (SD-2B "Schmetterling")

Применение немецкой авиацией мин-бомб SD-2 (Spreng Dickenwend - 2B (SD-2B) "Schmetterling") в первые дни войны стало очень приятным сюрпризом для советских ВВС.
Не то, чтобы в СССР не подозревали о наличии такого класса боеприпасов (задолго до 22 июня 1941 года были на вооружении кассеты РРАБ, которые применяли во время Зимней войны и позже уже во время Великой Отечественной - по праву можно назвать во время Второй мировой войны, так как обе войны составляющие части одной большой - и может даже японцы на себе их почувствовали летом 45-го).
Немцы SD-2 стали применять практически с первых дней Второй мировой, а может и с первых - ещё при ударах по польским аэродромам (хотя скорее всего уже в ходе войны, если судить о том, что SD-1 из миномётных мин пошли уже во время войны, в частности с корпусами трофейных французских миномётных мин). Потом прошлись по Великобритании и утверждают, что впервые их применили при бомбардировке города Ипсвич (Ipsvich) в 1940-м году, там же их 28 октября впервые и обнаружили британские взрывотехники и смогли обезвредить (взрыватель не взвелся).
Вполне возможно, что данное фото сделано именно тогда. Небольшое дополнение - на фото американская копия - мибы-бомбы М83. Обознался.
кассета
Стоит отметить, что история разработки данной бомбы-мины вообще неизвестна! Я ни нашёл ни одной публикации, где указано имя конструктора или хотя бы контора, где это сделали.
Ну а во всей своей красе SD-2 показали себя во время операции Барбаросса.
Знали ли в СССР о существовании это бомбы до 22 июня 1941 года - неизвестно. Вполне возможно, что поступали сведения от разведки в Великобритании, ведь британцы и фильм сняли, вроде как не секретный.

Никаких специальных мер по борьбе с таким оружием нет. Просто должна быть организована система ПВО, которая не позволит сбрасывать хоть обычные авиабомбы, хоть какие-либо кассетные боеприпасы.
В СССР к 22 июня 1941 года это организовано не было. Точнее ВВС думали, что это организовали, но немецкий план удара по советским аэродромам был организован лучше и Люфтваффе прошлись катком по советским аэродромам в первые дни плана Барбаросса. Достаточно активно применялись в атаках аэродромов и SD-2.
На сайте warspot была серия статей, посвященная этой операции. Вот и несколько фото из статей оттуда же.
Вставший на нос при вынужденной посадке Bf 109E позволяет рассмотреть четыре подфюзеляжных пилона, на каждый из которых подвешивалось по 24 двухкилограммовые бомбы-мины SD-2
адын
​Бомбардировщик Ju 88 мог нести до 360 осколочных 2-килограммовых бомб SD-2, которые при сбросе с малой высоты создавали сплошную полосу поражения размерами до 50 на 300 метров. Видно, с какой высоты сбрасывались бомбы. В таких условия опытные экипажи практически не могли промахнуться.
двэ
А вот подвеска SD-2 под брюхо какого-то немецкого ераплана.
самолет
сд-2
Тогда же появились и первые описания SD-2 (сделанные на основе трофейных документов), только почему-то в советских бумагах она упорно именуется как ГД-2.
00000030
А было и описание, сделанное типографским способом - качественная печать и т.д.
00000196
К огромному сожалению я не знаю где было отпечатана данная инструкция и какая дата. О том, что это самое начало войны говорит тот факт, что название мины S.Mi.35 ещё неизвестно, а также взрывателей.
00000192
А потом...А потом наступило белое пятно в истории SD-2 на Восточном фронте. Она не показана в книгах и пособиях и не попала в "Минно-подрывные средства противника" издания 1943 года. Мина-бомба SD-2 была описана во 2-м дополнении, которое увидело свет аж в 1945 году!
В авиационных изданиях она описана была ранее. Была издана специальная инструкция (скан которой я ранее выкладывал в инет уже лет 10 тому назад)
скан2
И в 1943-м году она снова появляется в армейских сводках, и снова ГД-2, хотя уже давно знали правильное название.
00000087
Видимо немцы после начала войны с СССР SD-2 применяли не очень активно, а когда инициатива перешла в руки РККА, то отступая стали снова встречаться эти бомбы-мины. В инструкции пишется, что они могут с успехом применяться советскими самолётами, но о таком мне слыхивать не приходилось. Возможно спецы по авиации когда-то приведут подобные примеры.
При чём в одном документа назвали бомбой-лягушкой (хотя и в инструкции выше тоже упомянуто)
лягушка
По какой причине приписали такие свойства не ясно. Правда, это немного пересекается со словами Веремеева о том, что его отец именно SD-2 называл "лягушкой", а не S.Mi.35.
"Мой отец...почему то называл "лягушками" именно эти SD-2, а не выпрыгивающие мины S.Mi.35."

Дополнительно стоит отметить, что мины-бомбы SD-2 представляют серьёзную опасность по сей день! Толстостенный корпус позволяет прекрасно сохраниться заряду ВВ, и сами взрыватели сделаны не из картона. С каждым годом вероятность срабатывания уменьшается, но эту возможность ни в коем случае нельзя исключать! Это не тот боеприпас, который прощает шалости.
В интернете не мало фотографий, где корпуса перемещают. Зачастую автор или не показывает в каком состоянии он нашёл мину-бомбу: не редко крыльчатки не открыты и взрыватель вообще не взвёлся, но если крыльчатки раскрылись, то лучше вообще не трогать, а позвонить в полицию и сообщить о находке.
Tags: Авиация, ВМВ, бомбы, мины РККА, немцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С 8 марта!

    С Международным женским днём поздравляли даже в годы войны, в 1942 году в газете "Боевой путь" опубликовали различные статьи о девушках в армии, ну и…

  • Восстановление линии Будогощь - Чудово (2 часть)

    Имеется несколько фотографий Волхов Мост, про подрыв которого я делал ранее пост. Там у меня возникла некоторая путаница в мостах на реке Волхов и я…

  • Восстановление линии Будогощь - Чудово (1 часть)

    Восстановление железнодорожной линии Будогощь - Чудово в июне 1943 года. Фотографии имеют подписи, в большинстве своём карандашем и неразборчивые.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments